Лакомый кусок: московские рестораторы судятся за право называть блюдо своим именем

March 20, 2020

18 февраля состоялось слушание по иску к заведению P.Maestrello на Даниловском рынке. Ресторатор Валентино Бонтемпи обвинил владельцев в незаконном использовании названия «пинца», которое было зарегистрировано им как товарный знак. Аналогичные предупреждения получили десятки ресторанов по всей стране. По закону в других ресторанах теперь нельзя готовить блюдо с таким названием. Несмотря на то что пинца — популярное итальянское блюдо, московский ресторатор создал прецедент, позволяющий предприимчивым бизнесменам запатентовать уже существующее блюдо и судиться за его использование с конкурентами. «Известия» разбирались, насколько законно закрепить за собой право на национальное или региональное блюдо и как реагирует бизнес на такие решения.

 

Право на имя

 

Незадолго до заседания юристы Валентино Бонтемпи передали документ о десятикратном уменьшении исковой суммы — с 40 млн рублей до 4 млн. Суд полностью удовлетворил требования истца, юристы ответчика готовят апелляцию. Это уже второй суд между владельцами итальянских ресторанов столицы. Год назад Бонтемпи отсудил у конкурентов такую же сумму за использование слова Pinseria в названии.

 

Первое заведение, специализирующееся на приготовлении пинцы — римской пиццы по особой технологии, — Бонтемпи открыл еще в 2014 году. Шеф-повар утверждает, что он «переизобрел» существовавший еще во времена Римской империи рецепт, а затем запатентовал свое кулинарное открытие под названиями «пинса» или «пинца». Рецепт существенно отличается от пиццы способом приготовления теста: для пинсы требуется три вида муки, которые смешиваются с большим количеством воды и выдерживаются 72 часа. Еще одно несущественное различие заключается в том, что пинцу, как правило, режут квадратами, а то время как пиццу — треугольниками.

 

Спустя три года на Покровке открылась Pinsa Maestrello, и в отличие от заведений Бонтемпи это заведение без белых скатертей и официантов в рубашках, скорее точка фастфуда. В Maestrello практически в любое время дня стоит очередь, а цены примерно в два раза ниже. Спустя несколько месяцев после начала работы владельцы точки получили претензию, в которой говорилось, что им запрещается использовать слово в названии и меню. В случае отказа убрать с вывески «запатентованное слово» Бонтемпи пообещал обратиться в суд и взыскать по 5 млн рублей за каждое заведения. Джулия Маэстрелло и Фабио Брессан решили побороться за право использовать общепринятое название блюда и обвинили Бонтемпи в недобросовестной конкуренции.

 

Сменили вывеску

 

В течение двух лет заведение работало под старой вывеской, но по решению суда владельцам пришлось сменить название на P.Maestrello, обновить названия блюд и завести новый сайт. Владельцы решили закрасить часть букв в слове и использовать обозначение Pi∎∎a, чтобы одновременно исполнить решение и выразить свою позицию по поводу наложенных ограничений.

 

В 2018 году решение о патентном праве на пинцу оспорили, и владельцы заведений получили возможность беспрепятственно использовать это название. История могла бы закончиться на этом, но рестораторы начали получать судебные иски от Бонтемпи. В суде по интеллектуальным правам создатели Maestrello проиграли иск на 2,3 млн рублей за первое заведение и еще 4 млн за вторую точку на Даниловском рынке.

 

В качестве подтверждения своих слов владельцы предоставили кулинарные книги и путеводители по Италии, в которых рассказывается о пинце. Владельцы заведения сравнивают попытки Бонтемпи приватизировать римскую пиццу с регистрацией интеллектуальных прав на борщ или пельмени.

 

— Решение Роспатента было подкреплено сведениями из открытых источников, словарями, книгами. Было сказано, что пинца — это вид блюда и никакого отношения к Валентино Бонтемпи оно не имеет. Однако после того как начались судебные споры, Суд по интеллектуальным правам не поддержал Роспатент в данной позиции и отменил эти решения. Однако они до сих пор оспариваются и дело находится в Верховном суде, — рассказала представляющая интересы Maestrello юрист Юлия Езерская.

 

В ресторанном бизнесе устанавливать патенты можно на изобретение новых способов приготовления блюд. Однако если речь идет об уже существующем продукте, сведения о котором можно найти в открытом доступе, такая возможность представляется крайне спорной, отметил доцент кафедры международного частного права МГЮА, кандидат юридических наук Бениамин Шахназаров. Впрочем, есть и другой способ защиты интеллектуальной собственности — товарный знак.

 

— В России есть особенность: у нас товарный знак не предполагает связи качества с наименованием, в отличие от США или КНР. Поэтому мы просто регистрируем товарный знак, чтобы отличать свой товар от товара любого другого производителя со всеми рисками. И действует общий принцип: кто первый, того и слово, если речь идет о каком-то обозначении, — отметил Шахназаров. Однако, по его словам, в регистрации товарного знака могут отказать, если владельцы используют общеупотребимые слова.

 

Читать в источнике

Please reload

Please reload

© 2010-2020 ООО "Арзис Премиум"

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon