Регионы могут получить право на экспертизу для присвоения товарам географического указания

В соответствии с разработанными поправками, в четвертую часть Гражданского кодекса РФ может войти термин "географическое указание", под которым понимается идентификация товара как происходящего с территории государства, региона или местности на этой территории, если качество, репутация или иные характеристики товара в значительной степени обусловлены его географическим происхождением. "Федеральные органы исполнительной власти, которые сегодня дают заключения в отношении тех или иных товаров, для географических указаний, может быть, и для наименований мест происхождения товаров (НМПТ) мы предлагаем спустить уровень органа, который может давать заключение, на региональный уровень. Это может быть министерство экономики определенного региона, субъекта, в границах которого находится этот географический объект", — сказала заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий. Кирий подчеркнула, что регионы больше заинтересованы в том, чтобы подготовить соответствующие документы, поставить под охрану определенное географическое указание и создать эффективную систему работы с ним. Предполагается также изменить подход к инициаторам регистрации НМПТ и географических указаний. "Сегодня заявителями на регистрацию НМПТ могут быть только производители товаров, и изучение практики других стран показывает, что там правом использования НМПТ наделяются не только производители, но и лица, причастные к производству этих товаров. Например, образуя ассоциацию, сами производители, какие-либо структуры, благодаря которым может быть осуществлена правовая охрана, защита, доставка или реализация продукции, все они подписываются под соблюдением определенных стандартов, связанных с определенными товарами", — добавила замруководителя Роспатента. Также планируется дополнить ГК РФ статьей об обязательном сопровождении товара эмблемой с географическим указанием места производства товаров. Такая маркировка должна, в то же время, дать потребителю возможность отличить продукцию с географическим указанием от товаров, защищенных наименованием места происхождения товаров (НМПТ). Как отмечали эксперты и представители федеральных ведомств, введение нового объекта интеллектуальной собственности не дублирует НМПТ. "Если НМПТ является словесным обозначением, представляющим собой наименование географического объекта, то географическое указание позволяет идентифицировать товар как происходящий с определенной территории", — пояснила Кирий. При этом товар с НМПТ в отличие от продукции с географическим указанием имеет особые свойства и обладает определенной известностью. "Сегодня нужно дать субъектам возможность регистрации своих товаров, продвигать региональные бренды — это и имиджевая составляющая, и туристическая, и инвестиционная привлекательность. <…> Мы надеемся внести закон в Госдуму в весеннюю сессию, с тем чтобы он вступил в силу с 2019 года", — пояснила первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, заместитель председателя совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Лилия Гумерова. Как отмечалось в ходе заседания, на данный момент в РФ зарегистрировано всего 134 наименования места происхождения товаров. Большая их часть — это НМПТ минеральной воды. При этом, по предварительным оценкам, регистрация минимального числа товаров с географическим указанием места производства, которые нередко называют "брендовыми", даст регионам России не менее 500 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений. Гумерова отметила, что в настоящее время максимальное число заявок на регистрацию региональных брендов, которые составляются сенаторами по данному в декабре прошлого года председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко поручению, поступило с Северного Кавказа. Читать в источнике

Регионы могут получить право на экспертизу для присвоения товарам географического указания